ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.Воздух невидимка


Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
 

         В нашем дошкольном учреждении проходит тематическая неделя «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА» в средней группе. Воздух очень важен для людей, так как без пищи человек может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим? Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, сколько времени (в условных единицах) мы можем не дышать. Правда, невозможно?!
Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает.  Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! Давайте представим, что наши ручки замерзли. Как можно их согреть? Поднесите ручки к ротику и вдохните носиком воздух, а выдохните через широко открытый ротик. Вот так.  Какой воздух попадает на ручки: теплый или холодный? Да, теплый.
А теперь представьте, что вашим ручкам жарко. Надо их охладить. Как это сделать? Попробуйте подуть на них. Какой теперь воздух ручки чувствуют? Верно, прохладный. Ребята, а видели воздух, когда дули на ручки? Знаете, почему нет? Воздух невидим, он невидимка. А хотите увидеть невидимку-воздух?  Тогда подвиньте к себе стаканчики с водичкой и подуйте в трубочку, только легонько. Что появилось в стаканчике? Это пузыри! В этих пузырьках спрятался воздух, но водичка помогла нам его увидеть! Воздух был внутри нас и мы его выдохнули, он вышел из нас.На улице тоже есть воздух, он дует и мы говорим, что это дует ветер.
         Чтобы почувствовать воздух, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.  Давайте посмотрим, какого цвета воздух? А что бы это проверить,  возьмем фонарик и будем светить в пакет. Что вы там увидели? Свет фонарика проходит через пакет.  Правильно, свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и второе свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
          Закройте, пожалуйста, глазки и предлагаю кусочки яблок. Правильно, даже с закрытыми глазами, я думаю, вы узнали его вкус. А теперь я предлагаю вам "съесть" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух вкус. Конечно, Воздух не имеет вкуса. Правильно, и это - третье свойство воздуха - он не имеет вкуса.
Давайте, определите по запаху. Предложить кусочки чеснока и лимона. А теперь я предлагаю вам "понюхать" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух запах. Правильно, и это - еще одно свойство воздуха - он не имеет запаха.
         А теперь, давайте выясним, имеет ли воздух вес. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Верно, это ещё одно свойство воздуха - воздух имеет вес, но он легче, чем вода и еще воздух не имеет формы.
 
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать. 
Чтоб его увидеть глазом
Фонариком светили разом. 
Затем на радость всем ребятам, 
Его мы проглотили сразу,
Всю эту так сказать работу,
Назвали умным словом «опыт».

 

Презентация по теме "ВОЗДУХ"

Детям о ВОЗДУХЕ

Опыты и эксперименты с воздухом.
Вспомогательный материал по теме «Воздух-невидимка»
СКАЗКА О ДОБРОМ ВОЗДУХЕ

Наблюдения и вопросы:
За разной силой ветра. Какой по силе бывает ветер?
Сильный ветер - это хорошо и плохо. Почему ?
Слабый ветер - это хорошо и плохо. Почему?
Холодный ветер летом - это хорошо и плохо. Почему.
Теплый ветер зимой - это хорошо и плохо. Почему?
Как люди используют силу ветра?
Почему на тропинках не растут растения?
Зачем садовник рыхлит землю на клумбах?
Почему у дороги дышать трудно, плохая видимость?
Почему в парках, у реки, у моря, в лесу дышится легко?
Почему легче, когда летом дороги, площадки политы водой?
Зачем люди сажают много деревьев в городах, селах?
Почему врачи советуют дышать воздухом у моря, в сосновом лесу?
 

Давайте порассуждаем. Ветер – это хорошо или плохо? Почему?
Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.
Давайте порассуждаем вместе.
Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.
Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Поговорки и пословицы о ветре.
 Отгадай, когда так говорят? О чем мы так можем сказать?

Разгадывание смысла фразегологизмов — это самая настоящая очень интересная и очень серьезная задача на логику для детей. Ведь надо уяснить закономерность и применить ее в жизни. Вот почему я отнесла этот вид заданий для детей к задачам на логику.

  • Ищи ветер в поле.

Можно ли найти в поле ветер? (нет, нельзя). Значит, когда так говорят  — «ищи ветра в поле» (когда это невозможно найти)

  •  Ветер в голове.

Бывает ли ветер в голове на самом деле? Когда же так говорят о человеке, что у него «ветер в голове» ( так говорят о человеке легкомысленном,  переменчивом, который часто меняет свои решения, недалеком уме) «Как будто ветер у него из головы все мысли уносит, и он их забывает и уже другое делает, что раньше не хотел. А потом ветер еще что-то новое ему в голову как будто принесет, и он снова всё бросит и снова всё забудет, что раньше решил», — так поясняют дети-дошкольники. Может, не очень точно, но зато как понятно. почему именно ветер и именно в голове!

  • Без ветра волн не бывает. Без ветра трава не колышется (на всё есть причина. ведь просто так ничего не бывает.)

Очень важно, чтобы ребенок понял, что это выражение применимо и к человеку. Например, если  малыш сегодня  жалуется, что его друзья  не берут его в игру, то очень может быть, что сам он вчера и позавчера их не брал в свою игру. Если такие ситуации происходят, то напомните малышу эту пословицу. А заодно он усвоит урок жизни — любой поступок имеет последствия! И надо  выбирать, как поступить в ситуации! 

  • Слово держать – не по ветру бежать.

Легко ли бежать по ветру? А против ветра? Попробуйте на прогулке при ветреной погоде пробежаться по ветру и против ветра. Почему так говорят – «слово держать – не по ветру бежать?» (слово держать трудно, а по ветру бежать легко).

  • Ветер и без крыльев летает.

Говориться, когда можно обойтись и без посторонней помощи. Так как ветер летает сам по себе, без вспомогательных средств, значит он в этом смысле самодостаточен, как и человек, который может сам решить свои проблемы.

  • Одинокое дерево ветер легче валит ( о дружбе ).

Вспомните с ребенком известные ему сказки и мультики, в которых друзья друг другу помогли, и беды не произошло.

Ветер и его польза

Рисуем мыльными пузырями
Делаем своими руками игрушки с ветром
Лепка «Воздушный шар»