ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Мечты о космических далях.

Расскажем детям интересно о Космосе

В преддверии замечательного праздника "День космонавтики" в наших рабочих программах запланированы  тематические недели: в младших группах «В космос к звездам полетим», в средних «Солнце, Земля,Луна – полет в космос» в старших группах «Мечты о космических далях», в подготовительных группах «Космические путешествия».
   Этот праздник мы в детстве очень любили и праздновали. 12 апреля — день, когда впервые в мире человек оказался в космосе и совершил орбитальный облет планеты Земля. И сейчас спустя уже много лет с 1961 года мы рады поддерживать память о великом событии и рассказывать нашим детям о героических людях — о Юрии Гагарине и всех тех, благодаря кому космические полеты стали возможными.
   В рамках тематических недель, ребята узнают имена космонавтов и конструкторов и многое о необычности космоса.  Мы хотим поговорить на более широкую тему. Почему вообще темы о космосе, Вселенной и астрономии стоит обсуждать с нашими еще маленькими детьми? Не рано ли?
   Вы уже знаете, что, как правило, на подобный вопрос мы отвечаем «чем раньше, тем лучше»! И не потому, что мы собираемся вырастить из ребенка космонавта, а потому, что эта удивительная для большинства тема привлекает внимание детей с раннего возраста, поражает воображение, будоражит фантазию и помогает верить в невероятное. А еще умение составить полную картину мира, почувствовать свою связь со Вселенной — это развитие так называемого интеллекта зрелости, духовного интеллекта. Только осознавая себя частью всего живого на Земле можно научиться трепетно и с величайшим уважением относиться ко всем формам жизни.
   Самый первый интерес детей к небесным явлениям проявляется уже после 
1,5–2 лет. Вспомните солнечные дни и вечерние прогулки с малышами, ясное темно-синее небо, Луна и звезды. Ваши дети удивлялись и спрашивали, что это такое там, на небе? Наши — да! :) А потом уже самостоятельно радовались появлению «ночной хозяйки» на вечернем небосклоне или восходу солнца. И вот оно первое соприкосновение с космосом. Конечно, не стоит сразу вдаваться в астрономическую терминологию и рассказывать все от А до Я. Но при этом и сильно упрощать ничего не нужно. Важно рассказывать доступным для детей языком, без сложных определений, и обязательно с наглядным и игровым материалом. Отвечать на все те вопросы, какие вам задают ребята. И уж коли их заинтересовала эта тема, можно добавить ее в многотомный список ваших совместных игр.
   Знакомство с нашей Вселенной лучше начинать с Солнца, ведь жизнь нашей планеты зависит от этой звезды. Конечно, малышу трудно представить размеры звезд, планет, но мы можем все это показать «на пальцах».
   Вообще разговор о размере космических объектов очень интересный. Сначала спросите у ребенка, как он думает, Солнце/Луна/звезды — они какие, большие или маленькие. А потом расскажите, что звезды и другие космические объекты на самом деле очень большие. Такие, что нам даже иногда трудно себе представить. Но мы видим звезды маленькими. Почему? Покажите на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас. Очень удобно это демонстрировать на улице, где есть возможность отойти друг о друга на самые разные расстояния. Возьмите мячик и представьте, что это звезда, планета или Луна. Предложите ребенку отойти от вас подальше, а потом спросите, как менялся размер «вашего небесного тела», когда ребенок стоял рядом и когда отошел подальше. И таким вот опытным путем вы вместе сделаете вывод, что предметы (и объекты) могут быть на самом деле очень большими и даже огромными, но если они находятся от нас далеко, то кажутся маленькими. Звезды, например, для нас лишь маленькие точки, хотя их размер в реальности совсем другой.
   Чтобы сравнить размеры Солнца и Земли, можно взять, например, арбуз и горошину. А чтобы рассказать о том, как Земля вертится вокруг своей оси и как поворачивается к Солнцу разными своими сторонами, здорово использовать глобус. Но даже если его нет, всегда можно придумать очень увлекательную игру, в процессе которой все будет предельно ясно.
   Да, здесь также будет интересно рассказать ребятам, что Луна и Солнце — совсем не одно и то же. Дети ведь сначала уверены, что это так, просто отличается время суток, день или ночь. Расскажите им, что Солнце — это звезда, которая излучает свет. А Луна — это спутник нашей планеты Земля. Солнце светит, а Луна, как зеркало, может только отражать свет.
   Вот пример игры. Пусть Солнцем будет кто-то самый большой, например папа. Мама будет Землей, а малыш – Луной. «Солнце» встает посреди комнаты. Неплохо было бы дать ему в руки фонарик или другой осветительный прибор. Мама с мячиком или глобусом-«Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружиться вокруг себя. А малыш-«Луна» бегает вокруг мамы-«Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало. В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».Нам кажется, очень познавательно будет изобразить такую живую модель вместе со своими детьми! И при этом еще и увлекательно!
    На этой модели вы сможете обсудить вопросы смены дня и ночи, а также почему Луна иногда бывает полной, а иногда мы видим только полумесяц. Объясните, что, конечно же, Луну никто не ест. С помощью того же мяча и лампы в темном помещении можно показать весь процесс наглядно. Перемещайте Луну-мячик вокруг Земли-мяча и наблюдайте, как падает на нее свет от Солнца-лампы в зависимости от положения. То есть мы видим только освещенную сторону Луны, а все остальное находится в тени. Интересно, не правда ли?

Подборка игрового материала на тему «Космос»

ИГРЫ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ

ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОИГРАЕМ

    Для детей постарше можно уже рассказывать и более подробно: о наклоне оси Земли, о полярных дне и ночи, о полюсах, о приливах и отливах и т. д. В зависимости от возраста и от интереса маленьких «почемучек» можно пополнять копилку их знаний и разыгрывать самые разные сюжеты мироустройства.
Звездная одиссея
  
Когда начнете беседу о звездах, то можно предложить малышам закрыть глаза и начать описывать звездное небо. Достаточно дать ребятам 30-40 секунд и попросить описать, что они представили. Очень часто дети говорят о том, что звезды разноцветные. И это действительно так! Как только вас ребенок спросит о том, почему звезды разных цветов, расскажите, как это зависит от их температуры. А рассказывая о том, как сильно звезды могут отличаться по размеру. 
    Отдельная тема — созвездия. Здесь отличным материалом будут для нас мифы Древней Греции. Легенды можно послушать, проиграть, нарисовать, а потом сложить из заготовок созвездие и найти его на карте звездного неба. А настоящий телескоп дома — это просто чудесный подарок для познания тайн Вселенной!

Азбука лепки «ЛЕПИМ КОСМОС»
Аппликация «ПЛАНЕТЫ»
КОСМИЧЕСКИЙ МОБИЛЬ
РИСУЕМ «КОСМОС» (мастер-класс)

     Конечно, рано или поздно вы обсудите и то, что на самом деле созвездия — это группы звезд, образующие воображаемую фигуру, которая просто помогает астрономам Земли определить местоположение звезды среди тысяч других на ночном небе. Разные созвездия видны в разное время года по мере вращения Земли вокруг Солнца. По сути, никаких созвездий не существует, а входящие в них звезды расположены на разных расстояниях от Земли. Так что если бы мы хотели увидеть «наши» созвездия с другой планеты, то их очертания изменились бы кардинально.

Словарь космонавта

Детям, чтобы разобраться в целом космическом мире, по пути предстоит познакомиться с разными понятиями. В зависимости от их возраста вы можете сначала только называть эти понятия, а потом детям постарше рассказывать уже более подробно. А еще лучше — когда вы вместе с ребенком найдете ответ в энциклопедии и разберетесь в самых мельчайших особенностях. Какие слова станут новыми в ваших космических играх?

Космонавт. Это специально подготовленный человек, совершающий полеты в космос. Детям постарше можно рассказать об истории этого слова в нашей стране и о том, что его синонимом для англоязычных стран остается «астронавт». И, конечно, первым людям в космосе стоит посвятить отдельный рассказ.

Скафандр. Интересная тема обсудить, какие бывают скафандры и для чего они нужны. И что для каждого ответственного погружения нужны специальные скафандры. Так, для космического скафандра должна быть создана специальная система жизнеобеспечения, чтобы космонавт мог выжить в открытом космосе расчетное количество времени.
Гравитация. Физическое свойство, характерное для всех материальных тел. В общем случае под гравитацией понимают силу притяжения, создаваемую телом, причем сила эта зависит от массы тела. Обычно понятие гравитации употребляется в астрофизическом смысле, так как именно это явление во многом определяет взаимодействие различных объектов в космосе.
Невесомость. Явление невесомости тела возникает при отсутствии действия на него силы реакции опоры. Вес — это сила, с которой тело, вследствие притяжения земли, давит на опору или подвес. При отсутствии этой самой опоры вес тела становится равным нулю, и на него действует только сила тяготения. Конечно, прямо так двухлетнему малышу объяснить будет трудно. Можно начать с того, что мы все чувствуем силу тяжести — силу притяжения Земли. То, что называют «весом предмета» — это то, как мы ощущаем давление этого предмета на опору, которая не дает предмету падать под действием силы тяжести к центру Земли. А невесомость мы испытываем, например, качаясь на качелях, когда они на мгновение застывают перед тем, как поменять направление движения и опуститься вниз.
Космодром. Это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.
Ракета. Это летательный аппарат, приводимый в движение реактивной тягой, создаваемой при отбросе определенной части самого корпуса или вещества, образующегося при химической реакции. Космические ракеты используются для вывода в космос искусственных спутников, орбитальных станций, космических аппаратов и так далее. Такие ракеты были названы ракета-носителями.
Космический корабль. Термин космический корабль появился за много лет до его создания. Неизвестно, кто из писателей фантастов впервые придумал этот термин. Это название сохранилось до наших дней.
Вселенная. Это все, что нас окружает. Все, что мы видим и даже то, что мы пока не можем увидеть. Это огромное пространство, которое заполнено звездами, планетами, галактиками, черными дырами. Все эти составляющие находятся во взаимодействии и образуют целую систему.
Галактика. Вселенная состоит из множества галактик — это системы из звезд и звездных скоплений, межзвездного газа и пыли. Наша галактика называется Млечный Путь. В ней среди других звезд есть Солнце. Вокруг него обращается наша планета Земля, третья планета от Солнца.
Солнечная система. Это планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг нее. Сейчас считается, что в нашей системе 8 планет, которые соответствуют, так сказать, всем планетарным требованиям. Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Ранее еще Плутон причисляли к планетам, но в двухтысячных годах его «статус понизили». А сейчас ученые-астрономы объявили о возможной девятой планете на окраине Солнечной системы, за пределами орбиты Плутона.
Орбита. Все космические тела движутся по орбитам. «Орбита» означает «путешествие по кругу»: планеты движутся вокруг звезды Солнца, а спутники планет, такие как наша Луна — вокруг своих планет.
Звезда. Это излучающий свет массивный газовый шар, удерживаемый силами собственной гравитации и внутренним давлением. Существует и классификации звезд, в зависимости от спектра и этапов их эволюции. Если вам или ребенку будет эта тема интересна, то обязательно изучите, чем отличаются белые карлики от коричневых и от красных гигантов.
Созвездия. Это группы звезд, образующие воображаемую фигуру, которая помогает астрономам определить местоположение звезды среди тысяч других на ночном небе.
Планета. Большое сферическое небесное тело, которое движется вокруг звезды по определенной орбите. Планеты сами не излучают света, но отражают свет звезды, вокруг которой они вращаются.Спутники. Это небольшие объекты, вращающиеся вокруг планет. Спутники удерживаются на своей орбите благодаря гравитации планеты и обычно значительно меньше ее по размеру. Планеты могут иметь несколько десятков спутников, а могут не иметь их вовсе. Например, Земля имеет единственный спутник — Луну, Венера не имеет спутников вообще, а у Юпитера их более двух десятков.

   Тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Можно рисовать фантастические инопланетные миры и космолеты, лепить космических пришельцев, моделировать из пластилина марсианскую или лунную поверхность, придумывать новые названия планетам и созвездиям, выдумывать собственные галактики. Тема эта безгранична и великолепна, потому что дает пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое.
 

Дорогие родители, постарайтесь отвечать на все вопросы, которые возникают у ребенка. И не переживайте, если вы чего-то не знаете (ну да, не все же мы астрономы!) Главное — не отмахивайтесь и не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком докопайтесь до истины, благо энциклопедий и материалов в сети довольно много. Своим отношением вы будете показывать ребенку, что чего-то не знать — это норма, хуже, если не стремиться узнавать новое.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Конструируем из бумаги «РАКЕТА»
РАКЕТЫ В ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ по теме «Мечты о космических далях»

Раскраска по номерам «Космические дали»
Раскраска «КОСМОС И ПЛАНЕТЫ»